О богатом юноше

26.04.2024
Автор: Копытько
Комментарии: 0
Просмотров: 322

(Евангелие от Матфея, 79 зачало, глава XIX, стихи 16-30)

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

     Что значит быть христианином? Что значит, в своей жизни следовать за Христом? – Когда мы попытаемся ответить на этот вопрос тем людям, которые ищут дорогу к храму и начинают спрашивать у нас: "Как быть верующим человеком? Что для этого нужно делать?", – мы, порой, не знаем даже, что ответить, и начинаем говорить: "Ну, ты в храм приходи по воскресным дням, свечку ставь, записку пиши..." Начинаем говорить о том, как надо правильно креститься, начинаем, если время у нас есть поговорить, вспоминать о заповедях Божиих, которые нужно исполнять. И очень часто люди, особенно которые в своей повседневной жизни ведут добропорядочный образ жизни – честный, справедливы – они говорят: "А, собственно, что же, для чего же тогда Церковь? – Я и так всю жизнь не воровал, не обманывал, честно трудился, ничего плохого не делал... – а для чего еще мне нужно тогда в Церковь ходить, что это дает"? И тогда мы, желая как бы уговорить, начинаем говорить о том, что и здоровье, Бог дает, и в жизни Бог помогает… – А если у человека и так есть здоровье? А если у человека и так есть в жизни успех? – Что можем мы ему сказать? Вернее, что можем мы сами своей душе сказать: почему мы стали христианами? Что такое быть христианином? Потому что если мы скажем это себе, то нам очень легко будет объяснить и другим. И вот сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали Святое Евангелие, в котором Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос объясняет нам, каково должно быть внутреннее духовное состояние верующего человека. Дело в том, что тем и отличается Благая весть, которую принес в мир Иисус Христос, от всех других ранее бывших учений. Это не просто учение о том, что можно делать, а чего нельзя, не просто учение о том, что такое добро, а что такое зло, не просто рассказ о добродетелях и грехах. – Все эти понятия есть во всех других учениях и во всех других религиях. Но Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы нас с вами спасти, и путь этого спасения может заключаться только в том, если мы сами пойдем за Христом по тому пути, который Он для нас открыл. А в чем же заключается это спасение, и почему мы в этом спасении нуждаемся? – Один юноша подошел к Иисусу Христу и стал спрашивать у Него: "Учитель благой! Что такого я должен сделать, чтобы получить вечную жизнь"? – Он обращается ко Христу, как одному из многих учителей, как одному из многих проповедников. Иисус Христос отвечает ему такими словами, которые объясняют для него, а, значит, и для нас, что никаким человеческим учением мы вечную жизнь получить не можем. Он говорит: "Почему ты Меня называешь благим? Никто не благ, только один Бог". – Этими словами Господь показывает, что наша вера в Него это, в первую очередь, - вера в воплощенного Бога. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Который для нас с вами сделал все, чтобы мы имели вечную жизнь. Но это нужно не просто понять, это нужно своей жизнью пережить. И чтобы показать это юноше, Он говорит ему: "Если хочешь войти в вечную жизнь, соблюди заповеди". - "Какие?", – спрашивает юноша. И Господь перечисляет ему известные заповеди Ветхого Завета: не убей, ни кради, не прелюбодействуй, чти отца твоего и мать твою, возлюби ближнего своего, как самого себя. Какие, кажется, простые, лаконичные заповеди! И что отвечает юноша? – Юноша говорит: "Я все это сохранил, и соблюл, и живу по этим заповедям". – Правильно ли ответил этот юноша? – С внешней стороны, когда человек внешне только исполняет эти заповеди, ему кажется, что он правильно поступает в жизни. Но давайте вспомним, с чего начал Свою проповедь Господь Иисус Христос! – В Нагорной проповеди, говоря, например, о заповеди об убийстве, Спаситель говорит: "Вы слышали, что вам сказали древние: не убий! А Я же говорю вам: всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем"! – Вот тут бы и вспомнить юноше! Тут бы и вспомнить каждому из нас, который хвалится своей добродетелью и говорит, что ничего плохого в жизни не делал. Разве нашу душу не посещает беспричинный гнев, беспричинное раздражение, пустая, ничем не обоснованная злоба? – Как часто нам такие чувства приходится переживать так, что мы даже их совсем не замечаем и не считаем их за грех. Это один пример. Или такой же подобный пример. Так же Господь говорил в нагорной проповеди: "Вы слышали, что сказали древние: не прелюбодействуй! А Я же говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем". – Кто из нас гарантирован от нечистых греховных мыслей и скверных пожеланий, которые приходят к нам в наше сердце, которые мы, порой, вслух сказать никому не можем? Но эта нечистота в нашей душе живет. Иными словами, человеку, чтобы по настоящему соблюдать заповеди, нужно постоянную духовную работу вести над собой. И именно поэтому, когда, например, нам говорят люди далекие от Церкви: "Для чего у вас монастыри? Зачем такое монашеское устроение? Почему люди уходят от мира, идут в монастырь, молятся там? Для чего это нужно"? – А ведь люди, которые идут в монастырь, в первую очередь заботятся о том, чтобы в своем сердце постараться исполнить самые простые заповеди Божии, научиться быть милосердными и сострадательными, научиться прощать обиды, научиться хранить свой ум, научиться молиться Богу... А тому, кому кажется, что это просто, кому кажется, что это так легко – соблюдать такие простые заповеди – Христос показывает очень ясно, что это не так. Он говорит этому юноше: "Да? Ты все соблюл? – Тогда еще совсем малого тебе недостает: возьми все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной, и будешь иметь Царство Небесное". – И вот когда услышал это юноша, тут же опечалился и отошел, потому что имел большое имение и к нему прилежал своим сердцем. Что такое большое имение? Что такое маленькое имение? – Это очень относительное понятие. Один человек имеет маленькую квартирку и рад, и считает, что он уже всем обеспечен. Другой человек имеет дом и ему и этого мало. Один человек имеет несколько одежд и думает, что все у него есть. Другой человек может иметь несколько шкафов различных одежд и этого ему может не хватать. Что такое "много" и что такое "мало" это зависит от сердца человека, от привычек и привязанностей. Но и в том, и в другом случае расстаться человеку с этим практически невозможно, потому что у каждого человека есть какие-то свои привязанности к этому миру. И вот, Господь открывает глаза этому юноше, а вместе с ним открывает и нам с вами, чтобы никто из нас не подумал, что мы совершенны. В поисках совершенства подвижники уходили в монастыри, уходили в пустыни и там проводили святую жизнь так, что мы, представляя их подвижническое житие, сейчас смотрим на них как на ангелов, живших в мире, таковы преподобные нашей Святой Церкви. Но что они сами о себе говорили? – Они сами о себе говорили, что они даже малейшей степени совершенства не достигли, и что они самые грешные из людей. Что, они это говорили для показа, для какого-то красного слова? – Нет! Они чувствовали это своим сердцем, потому что беспредельность Божества недостижима нашими греховными силами, недостижима слабым человеческим разумом. И вот, когда услышали эти слова апостолы, то они ужаснулись. Ужаснулись величию, беспредельности святости Божества. И тогда спрашивают они у Христа, видя каков же путь христианский и насколько нужно быть самоотверженным: "Кто же тогда может спастись"? Действительно, ведя о подвиге святых, видя высочайший нравственный идеал, к которому мы все призваны, и видя свои слабые духовные силы, этот вопрос и мы задаем себе: "Кто же может спастись"? – И Господь отвечает: "Что невозможно человеку, то возможно Богу". Путь спасения идет так, как образно Господь сказал о нем: "Это как верблюду сквозь игольные уши пройти – богатому войти в Царство Божие". А "игольные уши" это – такие маленькие ворота, в которые верблюды, входя в город Иерусалим, вставали на колени и проползали туда. Это образно Господь показывает путь покаяния, которым должен идти каждый из нас, осознавая свое недостоинство. И идя этим путем покаяния, не на свои силы мы должны надеяться, но просить помощи у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот почему мы идем в храм Божий. Вот почему мы стремимся к Богу, потому что мы знаем, что своими силами, своими добродетелями мы не можем спастись. Вот почему мы идем в храм Божий, потому что мы видим свои грехи и стремимся идти путем покаяния. Вот почему мы идем в храм Божий, потому что благодать Духа Святаго, которая действует в Церкви через таинство исповеди и другие спасительные таинства, в особенности, через таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, освящает нас, очищает нас, делает нас способными на то, на что мы, сами по себе, не способны, - делает нас способными к вечной жизни. Той самой вечной жизни, о которой спрашивал юноша: "Что мне делать, чтобы получить вечную жизнь"? Так что же нам, дорогие братья и сестры, делать, чтобы иметь жизнь вечную? – Нам необходимо быть в единстве со Святой Церковью Православной. Хранить в своей душе веру. Стремиться соблюдать в своей жизни благие заповеди Божии. И, сознавая свое недостоинство, каяться Господу и просить у Него, чтобы Он Своею благодатью привел нас в познание Истины в этой временной жизни, и к жизни вечной и вечной радости с Ним в Царстве Божием.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.

Комментари

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вхід ]