Гловна » 2012 » Липень » 24 » «Как я встречал Митрополита» — проект сайта «Православия в Украине»

«Как я встречал Митрополита» — проект сайта «Православия в Украине»

26.04.2024
Автор: user
Коментар: 0
Переглядів: 2429


20 лет Предстоятель с нами. Мы привыкли к этому словосочетанию — Блаженнейший Митрополит Владимир. Для нас совершенно естественно эти слова слышать, видеть в газетных заголовках, отслеживать в интернет-публикациях. Многие из нас, сколько себя в Церкви помнят, за каждым богослужением поминают как Господина и отца нашего именно этого человека. Но так было не всегда. И какая жизнь в Церкви была до Блаженнейшего — мы, нынешние, в большинстве своем можем судить только по историческим документам и воспоминаниям.

Воспоминания о том времени предлагаем читателям и в эти дни — когда достигли кульминации торжества по случаю 20-летия пребывания на кафедре Киевских Митрополитов нашего Предстоятеля.

«Как встречали Митрополита?» — мы задали этот вопрос людям, которые 20 лет назад непосредственно участвовали во встрече в Киеве прибывшего на кафедру Блаженнейшего. И в каждом ответе прозвучали воспоминания не только о том памятном дне, но и о том времени – кто как его переживал, воспринимал и на что надеялся.

***

Митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим: «Вместе с братией Лавры мы ожидали Его Блаженство у Святых врат. Каждый монах держал в руке розу»

20 июня 1992 год… Весь Киев, вся Украинская Православная Церковь ждут новоизбранного Предстоятеля — Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Все чаяли этого дня, когда состоится торжественный приезд Митрополита Владимира в столицу Украины. Прошедший в конце мая 1992 года Харьковский Архиерейский Собор избрал Митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Православной Церкви, и теперь он должен был занять Киевскую кафедру. И вот этот день настал…
В моей памяти всегда живы события 20-летней давности, связанные с приездом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киевскую митрополию.

Я тогда был наместником Киево-Печерской Лавры. По великой Божьей милости благословил меня Господь встречать Предстоятеля нашей Церкви. Вместе с братией с крестом и букетом цветов мы ожидали Его Блаженство у Святых врат Лавры. Торжественность встречи возвещалась и тем, что каждый монах держал в руке розу.

Ожидая Блаженнейшего Митрополита Владимира, мы все молились о его благополучном приезде в Святую Лавру. Время тогда было очень сложное. Блаженнейшему Владыке в целях безопасности даже предлагали выйти из поезда на какой-нибудь станции, а в Киев приехать другим транспортом. Но Предстоятель Украинской Православной Церкви проявил непоколебимую твердость духа и, во всем полагаясь на волю Божию, прибыл на Киевский железнодорожный вокзал. Там его встречали тысячи православных священнослужителей и мирян. Такой же многолюдной и очень трогательной была встреча в Киево-Печерской Лавре.

Когда Блаженнейший Владыка подошел к Святым вратам, то неожиданно для всех положил земной поклон Святой Лавре и всем стоявшим перед ним. Это был пример высокого смирения и чистой крепкой веры, глубокой молитвы и всецелого благодарения Тому, Кто освящал его предстоятельское служение — путь, на который он был призван. Благородство души Блаженнейшего Митрополита Владимира так проникновенно повлияло на всех окружающих, что мы долго умилялись, а сердца трепетали в груди. 20 лет прошло с тех пор, а трепет и умиление так и остались на всю жизнь в моем сердце.

Запомнилась мне и первая проповедь Его Блаженства, которая начиналась словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и Богу, родной Украине».

Вся жизнь за 20 лет предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира – это действительно великий самоотверженный подвиг служения Матери Церкви, Богу и нашему народу.

Архидиакон Сергий Косовский, глава Синодального отдела УПЦ по социальному служению: «Генерал был удивлен и спросил меня: "А Вы что, тоже встречаете Митрополита Владимира?"»

В день приезда Блаженнейшего Митрополита Владимира никто никого не собирал, не организовывал. Все управил Сам Господь. Православные люди узнавали о предстоящем приезде Блаженнейшего друг от друга и шли встречать владыку на вокзал. До платформы мне добраться не удалось: там была охрана. Я увидел одного важного генерала, который всегда присутствовал при разных церковных встречах. Он был очень удивлен и спросил: «А Вы что, тоже встречаете Митрополита Владимира?» Я ответил: «Его сегодня встречает весь православный люд…»

По лицам встречающих священников и мирян было видно: люди искренне ликовали! Люди шли крестным ходом от вокзала по бульвару Шевченко и мимо Владимирского собора. Тысячи людей, с пением, молитвой. Как говорил Серафим Саровский, это была Пасха среди лета!

Протоиерей Виталий Косовский, настоятель Ильинской церкви: «Мы верили, что с приездом Блаженнейшего все изменится…»

Когда Блаженнейший приехал в Украину, я был настоятелем Свято-Ильинской церкви в Киеве на Подоле, преподавал в Киевской духовной академии. Естественно, встречал тогда Владыку. Отношение к нашей Церкви в те годы было очень враждебным и со стороны некоторых слоев общества, и со стороны государства. Была очень сложная ситуация. Мне даже говорили, мол, «переходь в Київський Патріархат, а то ми в тебе церкву заберемо».
В том день мы волновались и радовались. Весь наш приход, весь клир тогда был на вокзале, как и студенты семинарии и академии. Мы верили, что с приездом Блаженнейшего все изменится.

В принципе, достойных в Церкви тогда было много, но вот человека такой величины, который бы мог в то тяжелое время возглавить Церковь... Никто другой, мне кажется, вот так спокойно, выверено, я бы сказал, подвижнически, не смог бы бороться.

У нас говорят в народе: правее правых - левее левых. А вот Блаженнейший мог твердо держать свою линию, и, если это не касалось вопросов глобальных, мягко варьировать. А если церковного, серьезного, его никогда невозможно было «сдвинуть». Мы знали об этих качествах Владыки. Ведь мы учились в Академии, когда он был у нас ректором.

Будучи секретарем Киевской Митрополии почти 20 лет, я научился у Блаженнейшего Митрополита Владимира очень многому. И в первую очередь, — жизненной мудрости.

Многих Божий промысел возводит на высокие ступени церковного служения, и люди очень сильно меняются, даже порой приобретают негативные черты характера. Блаженнейший же каким был, таким и остается, а, может, даже чем дальше, тем добрее и проще.

Архимандрит Дамиан (Давыдов), настоятель Введенского мужского монастыря: «После страшного нападения на Лавру накануне сам приезд Блаженнейшего был как Голгофа и Пасха» 

В тот день, в ту субботу, я, как насельник Киево-Печерской Лавры, в числе братии встречал Блаженнейшего возле святых ворот Троицкой церкви.

Чем запомнилось? Запомнилось общее ликование. А больше всего врезалось в память, как все пели пасхальный тропарь и тропарь Святой Троице. И вот пение этого тропаря и сам вид Блаженнейшего, вся та обстановка, она, конечно, запомнилась на всю жизнь.

А еще накануне пришлось пережить нападение на Лавру. И я был в числе тех, кто претерпел все это. А после этого страшного нападения сам приезд Блаженнейшего - как Голгофа и Пасха. Это была Пасха!

Архимандрит Алексий (Федоров), настоятель Успенского кафедрального собора в Херсоне: «Первое впечатление, когда подъехал поезд, и из вагона вышел Митрополит, — это мир от его улыбки»

Наверное, прежде всего, нужно вспомнить, какое то было время. В Церкви царил полный хаос, потому что митрополит, который был нашим архиереем и должен был о нас заботиться, нас оставил, ради себя на уничтожение обрек Церковь.

Я тогда учился в семинарии, был иподьяконом, причем, иподьяконом бывшего киевского митрополита. После того, как он совершил такой грех, как раскол, конечно, и духовенство кафедрального собора, и иподьякона, и хор во главе с Михаилом Семеновичем Литвиненко – все не знали, что будет дальше, но предпочли для себя лучше неведение в канонической Церкви, нежели благополучие в незаконной организации.

И когда мы узнали, что приедет новый Митрополит, о котором было известно, что он прекрасный проповедник, что приезжает из заграницы (мы знали, что он был Экзархом Западной Европы), то пришли на вокзал. И первое впечатление, когда подъехал поезд и вышел Митрополит, — это мир от его улыбки. Он вышел с улыбкой, немного взволнован, потому что не ожидал, что такое количество людей его придет встречать.

И вот этот мир от его улыбки, от его лица как-то сразу распространился в души всех присутствующих, мне так кажется. И я лично с этого момента понял, что все у нас будет хорошо.

И когда Митрополит приехал в Лавру, то свои первые слова в Трапезном храме он сказал на прекрасном украинском языке. Это сразу бросилось в глаза. Бывший митрополит, который говорил, что любит Украину, к нам обращался на русском языке, а вновь прибывший Митрополит, который якобы приехал из Москвы нас «оккупировать», заговорил на прекрасном украинском языке, обращаясь к нам со словами любви. Наверное, это самые яркие впечатления, которые до сих пор и перед глазами, и в сердце.

Слава Богу, Блаженнейший доказал, что злости всегда противостоит любовь. И любовь, по апостолу Павлу, всегда долготерпит и всегда побеждает.

В лице Блаженнейшего Митрополита Владимира лично я нашел для себя очень мудрого отца, к которому неоднократно приходил за советом и всегда слышал от него те слова, которые снимали смятение и в душе воцаряли мир.

Митрополит научил меня быть мирным, мирным душой. Вот это, наверное, самое главное. Потом я рукоположился в дьяконство, потом стал священником, монашествующим. И вот сейчас в Херсоне восстанавливаю кафедральный собор.

Валерий Табаков, прихожанин Киево-Печерской Лавры

Помнится, что все верующие пришли на вокзал, кто мог туда пройти. Потому что были кордоны поставлены. Но кто постарался, прошли через эти кордоны и стали на перроне. Владыка прибыл. Я тогда купил цветочки и с этими цветами встретил Владыку. Эту встречу и этот день запомнил на всю жизнь.

Павлина Водотока, прихожанка Киево-Печерской Лавры 

Возле самого поезда все бегали, кланялись, все пели, все рады были. Шли потом к Лавре с песнопением, такая была радость! Очень много было людей.

Мы счастливы, что Бог послал нам такого Владыку. Что открылись церкви, что свободно можно молиться. Он за всех нас молился, и мы за него молимся. Дай Бог ему здоровья, и чтобы укрепил его, чтобы он еще прожил. Это очень большой человек, Богом посланный!

***

«Это была Пасха среди лета» — воспоминания участников встречи Блаженнейшего Митрополита Владимира на Киевском вокзале 20 лет тому назад

20 июня 1992 года – исторический день в летописи Киева, Украины, Православной Церкви: на перрон Киевского вокзала прибыл новый Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, избранный на древнюю православную кафедру Харьковским архиерейским собором. Тысячи людей – мирян, духовенства, монашествующих соединились здесь в духовном ликовании и пасхальной радости – встретить новоизбранного Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Ничего подобного не видел древний Киев за многие десятилетия атеистического режима.

Время было трудное и тревожное. Зрел и ширился раскол во главе с лишенным сана и монашества бывшим митрополитом Филаретом Денисенко. Каноническая церковь испытала огромное политическое давление, партийные ватажки в различных регионах страны, особенно в западных, готовились к массовым захватам храмов, монастырей, епархиальных управлений, кафедральных соборов и духовных школ. Поэтому миллионы православных Украины с нетерпением ждали приезда нового Предстоятеля, веруя в Промысел Божий, избравший его на древнюю киевскую кафедру, в то, что с приездом Блаженнейшего Владимира открыта новая и чистая страница церковной истории.  

Вот, как запомнились события другим участникам той исторической встречи (по материалам православных сайтов подготовил Сергей Герук).

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «На вокзале всё было в цветах»

Мне довелось быть участником Харьковского Архиерейского Собора, на котором Предстоятелем Украинской Православной Церкви избрали Блаженнейшего Митрополита Владимира. Собравшись в Харькове, мы просто выполнили то, что было необходимо для блага Церкви. Ибо расколоучитель Филарет перед этим клятвенно обещал собрать епископат и объявить о своем уходе на покой, а потом не исполнил обещания. Ситуация была сложной, оказывалось сильное давление и на председательствовавшего на Соборе митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Но, Слава Богу, Собор тогда все-таки состоялся.
И, конечно, когда в Киев приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то мы с духовенством и всей паствой встречали его прямо на вокзале. Здесь собралось не только киевское духовенство, но и все архиереи. Народ воспрянул, потому что люди увидели, что Филарет тянул Церковь в раскол. Пели «Христос воскресе!» Была настоящая Пасха! На вокзале все было в цветах.

Перед этим было много переживаний: как все это будет? Но Господь так устроил, что это было просто торжество из торжеств! Это был такой трогательный и торжественный момент! Потом уже были торжества и богослужения в Лавре, народ молился.

Сейчас, Слава Богу, уже отстроен взорванный в 1941 году Успенский собор, а тогда, я помню, были очень большие собрания народа прямо на улице возле Дальних лаврских пещер: там на площади ставился престол и совершались богослужения.

Тогда подтвердилось на весь мир - мы на благодатном пути, в единстве со Вселенской Церковью. За 20 прошедших лет наша Церковь расцвела, умножилась, выросло новое поколение людей, церковнослужителей, прекрасной верующей молодежи. И то, что Блаженнейший, невзирая на испытания болезнью, с нами – великая милость Божья.

Схиепископ Алипий – в прошлом епископ Горловский и Славянский (ныне на покое): «Народу было видимо-невидимо, люди пели пасхальные песнопения»

Как мы встречали Блаженнейшего? — Молились. Перед этим была попытка военизированных националистов захватить Лавру. Нынешний митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим был тогда наместником Киево-Печерской Лавры. Он заказал на утро автобусы. Утром кинулись – нет автобусов! Оказывается, некто приказал этот заказ снять. Тогда поехали машиной. Митрополиту Владимиру власти сказали: «Пересаживайтесь в машину службы безопасности, чтобы не было кровопролития. Поедете потихоньку в Лавру». А он в ответ: «Даже если меня убьют, я это посчитаю за честь. Никуда я не поеду. Народ меня выбрал, он меня ждет».

Потом люди шли пешком, остановились у Владимирского собора. Блаженнейший помолился, а сотрудники службы безопасности говорят: «Мы так не договаривались, чтобы вы входили в храм». Владыка ответил, что он и не собирается. «Каждый христианин может поклониться Владимирскому собору. Там мощи великомученицы Варвары, многих угодников», – сказал он.

Затем направились в Киево-Печерскую Лавру. Народу было видимо-невидимо, люди пели пасхальные песнопения. Такой подъем был – не передать!

Ну а потом новая проблема: президент не принимает. Все епископы, многочисленные монашествующие, священники и верующие выстроились напротив здания Верховной Рады с транспарантами, требовали, чтобы глава государства принял Блаженнейшего. Трое суток мы тогда стояли. В конце концов, принял Митрополита Владимира Президент. На обратном пути Владыка обратился к народу, который стоял у парламента: «Все! Все уладилось. Разъезжайтесь».

А тут как раз канонизация митрополита Владимира (Богоявленского). Ночью я, владыки Онуфрий, Сергий и Иоаникий подняли мощи священномученика, а у него правая рука нетленная... Всем этим Господь свидетельствовал о том, что наша Церковь под благодатным покровом.

В эти же дни пришли телеграммы от большинства Предстоятелей Поместных Церквей с подтверждением и признанием каноничности нашей Церкви и ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира. Таким образом, был осужден и не признан раскол мировым Православием.

Больше воспоминаний читайте в интервью схиепископа Алипия «Для активистов-безбожников наш храм был просто хатой под соломой, а для меня — Чертогом Небесным»

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан: «Милиция выстроилась на площади, кого-то не пускали, пытались не пропустить и меня»

Я припоминаю огромные милицейские заслоны во главе с генералом Недригайло. Он, по-моему, тогда возглавлял киевскую милицию, был замминистра и очень активно сотрудничал с Филаретом. И не только по части прикрывательства попытки боевиков захватить Киево-Печерскую Лавру накануне приезда Блаженнейшего Митрополита Владимира, но и по части застольных душевных бесед в его резиденции.

Милиция выстроилась на площади, кого-то не пускали, пытались не пропустить и меня. И Недригайло даже пообещал арестовать. Я говорю: «Арестовывайте. Только представьте, как это все будет выглядеть в газетах». Ну, он и пропустил меня. Я зашел на перрон. Там стояло очень много людей и архиереи. И Блаженнейший Митрополит Владимир вышел из вагона, а тут — люди радостные, цветы, приветствия! В порыве такого восторга мы запели «Христос воскресе». Народ как грянул, подхватил! Получилось спонтанно. И пока Блаженнейший Владыка шел по перрону, мы пели эти пасхальные гимны. Это, конечно, незабываемо.

А потом на большой скорости промчались по центральным улицам в Лавру, где в Трапезном храме отслужили первый молебен с поминовением имени священноархимандрита Киево-Печерской Лавры Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Конечно, встреча была долгожданной. Блаженнейший сказал: «Я верю, что когда-то наш народ придет в себя и воссоединится в единой нашей Церкви. Дай Бог, чтоб так было!»

Эти годы — время священное, историческое в нашей Святой Православной Церкви.

Протоиерей Николай Забуга, бывший ректор Киевских духовных академии и семинарии, профессор: «Мы ждали, что будет толпа, шум, беспорядок, но это был народ Божий»

Очень хорошо помню, как проходила встреча Блаженнейшего Митрополита Владимира на Киевском вокзале. Я был тогда помощником инспектора КДАиС и со своим курсом студентов прибыл на вокзал. К числу моих учащихся принадлежал и архимандрит Иоасаф. Первое, что нас впечатлило, хотя мы и ожидали, — огромное количество народа и море цветов. Мы ждали, что будет толпа, шум, беспорядок, но это был народ Божий, прекрасно организованный, воспитанный.

Доступ на перрон уже был перекрыт, пришлось стать в очередь. Нас пустили, но мы, студенты, оказались уже в 20-м «эшелоне». Предлоги, под которыми не пропускали, были разные. Как мне сказали, были провокации: «Лишних не надо, это толпа, это вокзал». Но толпа благоговела, был духовный подъем, и море цветов, и удивительный порядок. И я помню, как величественно шествовал Блаженнейший по перрону, как люди подходили под благословение. Такого воодушевления, подъема, какой был в тот день, я не помню в своей жизни.

Трудно судить, сколько было людей, но обозримый перрон был полон. Если старая привокзальная площадь вмещала 10 тысяч, то там они, конечно, были.

Конечно, время было сложное, очевидно, для тех, кто плел интриги, творил расколы. Но для тех, кто ждал законного архипастыря на древнюю кафедру в первопрестольный Киев, — для них это было время воодушевления. Особенно запомнились глаза людей. Потом еще пели пасхальные стихиры во время непасхальное — это тоже запоминающийся момент. Ну и, конечно, радость духовенства, которое лишилось диктатора.

Первосвятитель Блаженнейший Владимир принес вместо диктатуры мир. А ведь вы сами понимаете, что такое человек, живущий в мире с Богом, и с людьми.

http://orthodoxy.org.ua/

 В вагоне при въезде в Киев
 На перроне 20.06.92
 На перроне 20.06.92
 Приезд в Лавру 20.06.92
 Приезд в Лавру 20.06.92
 Собор 20.06.92



http://orthodoxy.org.ua/




Увага! Копіювання та використання матеріалів сайту без попереднього погодження заборонено.

Коментар

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєсрация | Вхід ]